Вторник, 07.05.2024, 11:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Главная » 2011 » Декабрь » 9 » ЧЕРНИГОВ. ДРЕВНИЙ ГОРОД
18:29
ЧЕРНИГОВ. ДРЕВНИЙ ГОРОД
Впервые в летописи "Повесть временных лет" Чернигов упоминается под 907 годом в договоре Киевского князя Олега с греками после его победного похода на Византию такими словами: "Давать уклады на русские города - сначала в Киев, а потом и на Чернигов, и на Переяславль, и на Полоцк, и на Ростов, и на Любеч, и на другие города ...". Уже само упоминание Чернигова вторым после Киева свидетельствует о высоком уровне его развития.

В 992 году, как столица Чернигово-Северской земли становится центром огромной епархии, в состав которой до 1118 года входили территории современных Черниговской, Курской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Московской и частично Могилевской и Смоленской областей. В городе, территория которого к концу двенадцатого века достигла 200 га, а население - 20 тысяч человек, разворачивается интенсивное храмовое строительство. Жаль, что многие из возведенных тогда церквей и соборов не дожили до нашего времени, но и сегодня в Чернигове возвышается 5 храмов XI-XIII вв.
Будучи стольным градом княжества, границы которого в период его расцвета на северо-востоке доходили до Мурома, а на юге включали в себя Тмутаракань, Чернигов имел мощные укрепления, деревянные стены которых неоднократно останавливали орды воинственных степных соседей и амбиции русских князей. Время стерло с лица земли неприступную Черниговскую крепость, но сохранил в памяти имена и деяния тех, кто возводил ее башни и стены. Навечно вошли в историю князья Мстислав Владимирович (1024-1036 гг), Святослав Ярославич (1054-1073 гг), Владимир Мономах (1076-1077 гг, 1078-1094 гг) и Давид Святославич (1097-1123 гг) .
Всем известны герой "Слова о полку Игореве" черниговский князь Игорь Святославович (1198-1201 гг) и казнен в Орде святой князь Михаил Всеволодович (1224-1234 гг).
В 1239 году воины монголо-татарского хана Батыя после семидневной осады штурмом взяли Чернигов. Город был разграблен и разрушен. После этой трагедии Чернигов надолго впадает в запустение. Размеры и население Чернигова к началу XIV в. значительно уменьшились. Архиерейская кафедра переводится в более безопасный Брянск. Город постоянно переходит из рук в руки: в 1320 г. его захватили поляки: в 1340 г. он становится владением киевских князей; в начале 60-х годов XIV в. беззащитный Чернигов переходит под власть Литвы, а с 1503 г. на целое столетие входит в состав Московского государства.
В 1618 году по договоренности между Варшавой и Москвой Чернигов переходит под юрисдикцию Польши. В 1623 году король Сигизмунд Третий дает ему Магдебургское право (городское самоуправление), что положительно сказалось на развитии Чернигова. В это же время происходит процесс окатоличивания местного населения. В костелы превращаются древние Борисоглебский и Успенский соборы. В начале 1648 года город осадили казаки под предводительством старшего сотника Родака, и вскоре он находился в руках повстанцев. В 1649 году по Зборовскому договору Чернигов включается в число городов, подчиненных гетману Богдану Хмельницкому. Образуется Черниговский полк. 28 января 1654 черниговцы присягнули на верность московскому царю. В это время в городе насчитывалось всего 1078 жителей.
Чернигов снова является центром епархии, возобновляются древние храмы и монастыри. Возводятся новые церкви и соборы. Один из самых известных черниговских иерархов того времени Лазарь Баранович (1657-1693 гг) даже стремился перенести сюда киевскую митрополичью кафедру.

Территория Вала, Кремль, или Детинец, - идеологический, административный общественный центр древнего Чернигова. Именно здесь сосредоточено и памятники древней культуры, оправленные в современное парковое окружение. 1967 в Чернигове создан Государственный архитектурно-исторический заповедник, в который вошли многочисленные памятники древнего города. Среди них ансамбль сооружений XI-XIX веков на Валу.
Спасо-Преображенский собор

Вот один из древнейших архитектурных шедевров XI века - Спасо-Преображенский (Спасский) собор, который начал строиться в 30-е годы XI века на средства первого летописного черниговского князя Мстислава Владимировича Храброго (похоронен в соборе). Мстислав Владимирович стал княжить в Чернигове после победы над братом Ярославом Мудрым в Лиственський битве, произошедшей 1024. А ранее он княжил в далекой Тмутаракани, где, согласно летописи, в 1022 году в честь своей победы над касогами "заложил церковь Святой Богородицы и воздвиг ее". Спасский собор трехнефный, трехапсидное, восьмистолпному, пятикупольный с нартексом с западной стороны и башней с востока на хоры. Храм возведен из глыб песчаника и плинфы на известково-цемяночном растворе. Пять позолоченных куполов характерного древнерусского рисунка венчают здание. За время своего существования памятник неоднократно подвергалась повреждений и разрушений; после реконструкции конца XIX-начала XX века ее современный вид отличается от первоначального. С северной стороны к нартекса был пристроен лестничную башню, а для симметрии, с южного на месте древней крещальне позже возведен вторую башню с таким же золоченым верхом-конусом. В интерьере, как и в Софии Киевской, хоры устроен с трех сторон главного нефа. Особого торжества придают помещению двухярусные аркады, украшенные в нижнем ярусе мраморными колоннами. В отделке собора были применены фресковая роспись, узорчатые мозаичные полы. В конце XVIII века, согласно новым вкусам, поставлено позолоченный и посеребренный резной барочный иконостас работы нежинских мастеров.
В течение своей жизни памятник был не только главным собором города и княжества, но и местом, где решались важнейшие политические дела.
В главной святыни города и земли Черниговской, святыни, служившая также за усыпальницу, похоронен, кроме основателя собора князя Мстислава, также его жену Анастасию, сына Евстафия, князей Святослава Ярославича и, как полагают исследователи, князя Игоря Святославича - одного из героев «Слова о полку Игореве ».

Старожилы утверждают, что у Спасского собора был вход в пещеру, которая вела к самой Десне. Случались неодиночные случаи, когда под ногами проваливалась земля.
Борисоглебский собор

Слева от Спасо-Преображенского собора белеет не менее величественный Борисоглебский собор, вимурувани из прочной золотистой плинфы в первой половине XII века князем Давидом - Глебом Святославичем. Храм строился как вторая усыпальница черниговских князей на месте более древней - XI века - сооружения. Это - однокупольное трехнефный шестистолпный храм, в архитектуре которого явилось, в отличие от соседнего, несколько новых элементов отделки: горизонтальные аркатурно полосы из сборных керамических пиварок, вертикальное членение фасадов полуколоннами с резными капителями так называемого «звериного стиля», что традиции восходит еще далеких, а к тому времени близких дохристианских времен. В северных и южных стенах - ниши-аркасолии для княжеских захоронений. Интерьер украшает фресковая роспись, пол из инкрустированных мозаикой шиферных плит и майоликовых разноцветных плиток. В XIX веке перед коллегиумом, Спасским и Борисоглебский соборы была широкая площадь, которая именовалась Соборной площади.
Соборная площадь

Сначала Борисоглебский собор был монастырем, основанным на территории Детинца еще во времена Киевской Руси. В 1239 году во время нашествия монголо-татар он был разрушен и разграблен. Отстроили его лишь в XVI веке. В 1679 году, с Новгород-Сиверская сюда была перевезена типография. Во время монголо-татарского нашествия Борисоглебский собор был вновь поврежден и разграблен. Значительные потери нанес пожар 1611 года. А в 1700-1702 гг на территории монастыря построили соборную колокольню и коллегиум.

Выдающимся произведением ювелирного искусства является серебряные царские врата Борисоглебского собора, изготовленные в начале XVIII века по приказу гетмана И. С. Мазепы гданьских мастерами из серебряного идола, найденного при ремонтных работах 1700-1702 годов. В сложный рисунок акантовых стилизованного листья изящно закомпоновано традиционные три пары медальонов с изображениями князей Бориса и Глеба, Благовещения и четырех евангелистов.
В соборе похоронены выдающегося просветителя XVII века черниговский архиепископ Лазарь Баранович, профессора и ректора Киево-Могилянского коллегиума с 1650 г., а с 1657 г. - Черниговским архиепископом.
За время своего существования собор подвергался неоднократно повреждений, разрушений, пожаров и перестроек, и каждый раз он приобретал новые черты. Разрушенную во время Великой Отечественной войны памятник тщательно отреставрирован по проекту архитектора М. В. Холостенко.
В помещении памятника-музея, который рассказывает об истории и архитектуре собора, на хорах можно осмотреть выставку «Художественный металл XVII - начала XX века" из фондов Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника.
Когда застройка на Валу была достаточно плотной, и между обеими соборами и вокруг них стояли княжеские дворцы, другие сооружения. После ордынского нашествия 1239 общественную жизнь надолго замирает на берегах Десны.
Согласно исторической судьбы края формировались и архитектурные вкусы после воссоединения Украины с Россией. Взаимопроникновение, взаимообогащение культур Украины и России получило особое распространение на Левобережье именно в конце XVII - начале XVIII века.
Коллегиум

О взаимосвязи напоминает интересное здание на Валу - Коллегиум, входившей в состав сооружений бывшего Борисоглебского монастыря. В архитектурном решении самобытной памятники, состоящая из нескольких, возведенных в разное время, частей (XVI-XVIII вв.), Довольно заметное влияние московского зодчества - так называемого «нарышкинского барокко», а высокая башня-колокольня (1700 - 1702 гг .) с церковью Иоанна Богослова (на четвертом этаже) своей необычайной формой напоминает известную достопримечательность XVI века - церковь Иоанна Предтечи в подмосковном селе Дьяково. Характерными элементами отделки Коллегиума являются глазурованные керамические вставки. Коллегиум, который часто называли «черниговской академией», возникший на базе славяно-латинской школы, основанной Лазарем Барановичем, и считался выдающимся центром образования и науки в крае.

Неподалеку от Валу расположен Елецкий монастырь. Православный Елецкий монастырь основан в 60-х годах XI века черниговским князем Святославом Ярославичем на одноименной горе. По мнению исследователей, еще со времен Киевской Руси здесь находился княжеский двор, который уже тогда сыграл большую роль в общественно-политической жизни города. Как гласит легенда, после успешной боевой операции над степняки в 1060 году князь Святослав вместе с верной женой приехал на Елецкую гору на охоту. На одной из высоких елей он увидел икону Богоматери. Вскоре была заложена Успенская церковь в честь Богоматери, со временем построили и монастырь. Елецкий происходит от слова "эль" (елка).
Величественный Успенский собор (XII в.), Который долгое время благодаря совершенной архитектуре был своеобразным эталоном для сооружения других храмов на Руси, - это трехнефный шестистолпный и центральнокупольного храм с своеобразно решенным нартексом и встроенной крещальней. Особого торжества придают собору, помимо действительно больших размеров и возможности свободно осмотреть его с дальней дистанции, строгая величие простых, ясных масс, расчлененных мощными полуколоннами, наложенными на пилястры. Удлиненные окна и гладь белых стен, только один раз по высоте прочерчена легкой ленточкой аркатура, усиливают впечатление приподнятости, стремительного движения вверх всей массы здания.

Во время монголо-татарского нашествия в 1239 году Елецкий монастырь сильно пострадал. Его отстроили лишь в 1445 - 1475 гг В второй половине XVII века, после освободительной войны, потерпел обновление Успенский собор: центральный купол был реконструирован в духе украинского барокко, а еще три новые, такие же многоярусные барокко, появились над алтарем и по углам нартекса.
Подобная за очертаниями грушевидная баня увенчала и 36-метровую восьмигранную надвратную колокольню, которая имела и оборонное назначение (1670 - 1675 гг.)
В просторном, высотно раскрытом и ярко освещенном многочисленными окнами интерьере Успенского собора частично сохранились первоначальные фрески. По давней традиции, в соборе похоронены генерального обозного, черниговского полковника В.К. Дунина-Борковского. А снаружи, вдоль южной стены славные Лизогубы пристроили родовую усыпальницу-часовню с характерными чертами барокко и соответствующим мемориальной надписью, - не каждый имел честь захоронения у такой святыни.
Среди других сооружений ансамбля следует отметить деревянный домик настоятеля монастыря Феодосия Угличского (1688 г.) - уникальный памятник гражданского зодчества, палатный корпус и три братских корпуса келий (XVI-XVII вв.). Один из них - северный - украшен профилированной красным кирпичом с белыми швами раствора - такой привычно черниговской техникой. Корпус келий «набрано» из нескольких блоков, каждый из которых представляет «дом на две половины».

В Успенском соборе Елецкого Успенского монастыря размещалась библиотека князя Святослава Ярославича - одна из первых известных библиотек времен Киевской Руси. Она была основана в начале второй половины XI столетия сыном Ярослава Мудрого Святославом (1027 - 76 гг) - черниговским князем (1054 - 73 гг; в 1073 - 76 гг - великий князь киевский). Он, как и отец, любил собирать книги, а в свободную минуту садился к столу и сам их переписывал. В библиотеке были книги как религиозного, так и светского содержания. До наших дней дошли сборники Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг

На протяжении XVIII века Елецкий монастырь имел ветчины почти во всех своих владениях, что давало ему значительные доходы. Елецком монастырю принадлежали села Мощенка, Лемешовка, Горбов, уме, Авдеевка, Анисов, Напаровка, Вершинная, Серединка, Муравейка, Сядричы, Юрьевка, Пижовка. В Лемешовке у монастыря была собственная винокурня. Елецькая обитель имела 147 нив пахотной земли и 56 сенокосов, 2700 телег сена, что ежегодно давали. Кроме того, во владении монастыря находилось несколько рощ строевого леса, более десятка мельниц и рыболовные озера. По ревизии 1782 за ним числилось 1342 души мужского пола. Елецкий монастырь имел свой кирпичный завод в Чернигове, который тоже был передан в казенное ведение. До 1786 года в Елецком монастыре проживал двадцать один монах. В девяностых годах XVII века с южной стороны собора пристроили усыпальницу черниговского полковника Якова Лизогуба. В 1670 - 1675 годах была возведена чотирьохярусна колокольня высотой 36 метров.
А во Елецкой горой скрывается еще много тайн - древних и недавних - в частично исследованных пещерных лабиринтах. Территория монастыря обнесена высокой мурованной стеной.
Неподалеку Елецкой горы возвышаются над Лесковица живописные Болдины горы - заповедный комплекс природы и старины. Сюда можно прийти, спустившись древней улочке вдоль монастырских стен. Само название "Болдины" происходит от старославянского слова "болд", что означает дуб. В древние времена они были покрыты дубовыми зарослями и находились в нескольких километрах от города. По другой версии слово "болд" в староукраинском языке означает гора. Высокий холм на правом берегу Десны наши пращуры выбрали как место для некрополя. На Болдиных горах находится группа старинных курганов-могил. На площади 1,2 гектара их сохранилось около 230. Один из крупнейших - курган "Гульбище", находящийся в северо-восточной части некрополя. Курган "Гульбище" был раскопан 1872 профессором Дмитрием Самоквасовым, уроженцем Черниговской губернии. При раскопках найдены вооружения дружинника - огромный меч в ножнах, протяженность которого с рукояткой 126 см, массивный щит, большие кольчуги, боевые топоры, копья. В кургане, рядом с дружинником, были похоронены и женщины-рабыни. По старинному обряду трупы сжигали на месте. Это красноречиво свидетельствует захоронения относятся к концу IX - начале X веков. В том же году Дмитрий Самоквасов раскопал второй по своей величине курган - "Безымянный". Археологи нашли топоры, серпы, ножи, удила, железные обручи от деревянных ведер остатки одежды и т.п. По языческой вере считалось - эти вещи необходимы в потусторонней жизни.
Церковь Ильи Пророка

На южном склоне Болдиных гор скромненько теснится старинный бывший Ильинский монастырь. Древнейшая его часть - то Антониевы пещеры (1069 г.) с тремя подземными церквями и системой галерей. Они не похожи на Киевские лаврских пещерах - помещение здесь выше, граненые, а не «пещерные», оформленные в стиле украинского барокко: не хватает только окон и дневного света.

Возникновение пещер связано с именем монаха Антония, который родился в Любече 983 году. С детских лет он сторонился людей, любил уединение. Через некоторое время Антоний оставил родных и близ Любеча выкопал пещеру, в которой и начал жить. Чуть позже добрался до горы Афон, где постригся в монахи. В 1013 г. Антон поселяется в Киеве на Берестовой горе и основывает монастырь под именем Киево-Печерской лавры.
Поссорившись с киевским князем Изяславом Ярославичем, Антоний прибывает в Чернигов и сначала поселяется на Елецкой горе, затем "возлюби Болдины горы, выкопал пещеру, ту сия деревне", тем самым заложил основу для монастыря. Рядом с пещерами со временем выросла церковь, Ильинская. Вход в пещеры, в которых жили Антоний и монахи, начинался с церкви. Чтобы осмотреть их, надо спуститься в подземный склеп. Слева - содержится пещера Антония. Углубляясь, вход ведет в церковь Феодосия. Третья церковь небольшая по размерам и находится в глубине пещеры. Недалеко от нее находится маленькая пещера с углублением для стола и кровати. В свое время она служила кельей для Антона Печерского. Узкий коридор ведет к кухонной печи: здесь готовилась пища. Три церкви, которые повернуты алтарем на восток, не имеют ни башен, ни окон.
В 1072 году Антоний Преподобный снова вернулся в Киев. Однако жизнь в Ильинском пещерах не угасло, наоборот - монахи продолжали их рыть в разных направлениях. Со временем в Болдиных горах возник многоярусный архитектурно-пространственный подземный комплекс. Общая длина исследованных пещер и подземных сооружений составляет более 300 м., а максимальная глубина - 12 метров. Здесь находится древнейший ярус. На втором ярусе - церковь Антония и Феодосия. Кстати, последняя - самая большая по размерам. На третьем - часовня с погребениями, на четвертом - церковь Николая Святоши и келья Антония Печерского.

Ильинская церковь была построена в XII веке и является одним из выдающихся памятников архитектуры, ее особенность и уникальность заключается в том, что это единственный на Левобережной Украине бесстолпной одноапсидный храм. Ильинская церковь до 1649 года была однобашенный, при капитальном ремонте ее расширили и украсили еще двумя. С Ильинской церковью связан замечательный памятник живописи - икона "Ильинская Богоматерь", которую исполнил в 1658 году Григорий Лубенской. При строительстве Ильинской церкви старинные архитекторы позаботились о гармоничной соответствие строения с окружающим ландшафтом. Она органично вписалась в живописный пейзаж и являются его неотъемлемой частью.
Рядом с Ильинской церковью скромно возвышается небольшая трехъярусная колокольня, построенная в сутки архитектурного «историзма» (1908 - 1910 гг.) Несколько проще псевдобароккова баня удачно подходит к живописных форм верхов соседнего храма.
Троицкий монастырь

Неподалеку - через другой овраг, прорезает массив Болдиных гор, возвышаются величественные здания Троицкого монастыря - одного из самых ценных барочных архитектурных ансамблей Украины, основанного 1677 по инициативе Лазаря Барановича. По замыслу, это учреждение должно было стать еще одной опорой в борьбе против католицизма в сложной политической ситуации второй половины XVII века.
Для разработки проекта и руководства строительными работами пригласили известного немецкого архитектора Иоганна Баптиста, воспитанного, конечно, на традициях западноевропейской архитектуры. Поэтому Троицкий собор (1679 - 1695 гг) - выдающееся произведение каменного строительства Левобережной Украины в стиле барокко - шестистолпный, первобытное - семибанный, построены на основе как древнерусских обычаев, так и украинских и западноевропейских традиций. Четкая динамичность силуэта, расчлененность и некоторая раздробленность массивов, насыщенность интерьера Троицкого собора деталями стали целом тем новым, что должно впоследствии развитие в стилистических приемах украинского барокко.
По монастырскому обычаю, к югу от собора стоит трапезная с Введенской церковью (1677 - 1679 гг) - тоже интересная достопримечательность украинского барокко. Трапезная эта, наиболее привлекательная и уютная монастырская постройка, вытянутая в плане согласно назначению помещений - молельня, обеденный зал, поварня, кладовка, пекарня подобное. Фасад здания разработан с применением сочной игры светотеней. Однако трапезная - ранний образец, к тому же сооружение монастырская, и поэтому декор здесь сдержан.
Огромное хозяйство, каким был Троицкий монастырь, нашло своеобразное отражение и в подборе монастырских сооружений: дом архиерея (1750 г.), кельи (XVII - XVIII вв.), Консистория, типография, часовни родовитых черниговских людей, наконец, монументальная пятиярусная колокольня над въездными воротами (1771 - 1775 гг) - высотная доминанта всего ансамбля. Тяжелый цоколь с аркой-воротами укреплена волютами-контрфорсами, а сгруппированы по углам колонны, согласно условиям прочности и выразительной совершенства, уменьшаются вверх. Расположенная на краю возвышения, хорошо заметная из всех самых отдаленных точек Задесення, колокольня вместе с собором поражает мощью и величием. По сравнению с Великой колокольней Киево-Печерской лавры или же из Козелецкого колокольней, тоже украшенными сгруппированными колоннами, черниговская высотная доминанта хотя и тяжеловата, однако вполне соответствует всему ансамблю.
Величие и богатство монастыря подчеркивают и оборонные стены с живописными барокко краеугольными башнями, две из которых сохранились.
Поэтому Троицкий монастырь имеет полное название: Троицко-Ильинский, как единое целое с соседним древним Ильинским монастырем.
Воскресенская церковь

В древнем Предградди расположена небольшая Воскресенская церковь (1772 - 1779 гг) с колокольней, построенная, как считается, учениками И. Г. Григоровича-Барского. Это уже знакомый по лемехами тип центрического, но не тетраконхового храма: к квадратного основного ядра присоединяются тоже квадратные низкие объемы, образуя в плане крест. Интересным образцом позднего барокко является каменная колокольня Воскресенской церкви, построенная тогда же, в конце XVIII столетия. В ее пластических очертаниях и декоре также угадывается рука выдающегося украинского зодчего.
Пятницкая церковь

Жемчужиной черниговского зодчества является достроена и перестроена протяжении веков Пятницкая церковь - памятник конца XII - начала XIII века, построенная, вероятно, выдающимся древнерусским зодчим Петром Милонег. Церковь была так названа в честь Праськовьи Пятницы, которая способствовала расширению торговли в городе.
Во время Великой Отечественной войны это уникальное сооружение пострадала от прямого попадания тяжелой авиабомбы, и усилиями выдающегося архитектора-реставратора П. Д. Барановского была не только поднята из руин, но и восстановлена ​​в первоначальных формах, без наслоений XVII-XVIII столетий. Памятка принадлежит к типу четырехстолпный, трехапсидный и одноверха храмов, распространенных в XII веке. Однако соотношение размеров основных объемов и барабана, переход от плоскостей стен к барабану с помощью трехъярусных арок-закомар и пиварок-аркбутанов предоставляют здании, возведенном из красной плинфы, динамичного, компактного и энергичного вида. Совершенная всефасаднисть сооружения, соединенная с пластичностью ее форм, с простотой пространственного решения, усиливает впечатление величия и монументальности целом небольшого храма.
Категория: ГОРОД ЧЕРНИГОВ | Просмотров: 1082 | Добавил: chernigovcity | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: